История монастыря

Свято-Успенский женский монастырь открыт постановлением Святейшего патриарха Алексия ll и Священного Синода РПЦ, 28.08.1994 года при Вознесенском храме с. Перевозное, Воткинского р-на, Удмуртской республики. Монастырь имеет два храма Вознесенский  (построен в 1910 г.) и Успенский
( построен в 2007 г.). Главная святыня монастыря — «Старые иконы» (Скульптурное изображение Креста с предстоящими ).

     Для православного человека Перевозное — село не рядовое. Это видно сразу с первого приезда сюда. В самом центре села стоит старый храм, который не разрушали и не оскверняли ни при каких властях. Это храм Вознесения Христова, построенный по проекту известного вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина в 1910 году.

     В этих местах издавна жило много старообрядцев. Наверное, поэтому самый первый храм, освещённый в 1838 году в честь Казанской иконы Божией Матери, был единоверческим; в нем молились совместно, преодолевая пагубное старинное разделение, прихожане, относившие себя к обеим ветвям Русской Православной Церкви. Храм был построен руководством Воткинского казённого завода для окормления заводских рабочих и приписанных к заводу крестьян. С того времени село Перевозное стало своеобразным духовным центром местных единоверцев.

     За почти полвека старое церковное здание сильно обветшало. Тогда по указу Вятской духовной консистории от 18 октября 1877 года была построена новая деревянная церковь. Она строилась на проценты с капитала елабужского купца Ивана Ивановича Стахеева. Освящение престола во имя Казанской иконы Божией Матери состоялось 27 июля 1880 года. Первоначальный статус главного единоверческого храма сохранился за Казанской церковью до 1903 года. В состав прихода входили окрестные деревни и починки, и даже храм святого великомученика Пантелеимона в поселке Воткинского завода. Оба храмовых причта содержались за счёт казны Горного ведомства. В начале XX века Казанскую церковь вновь основательно перестроили и возвели дом для причта. Проектировал реконструкцию И.А.Чарушин.

План церкви выполненный И.А. Чарушиным

Вознесенская церковь

     Храм Вознесения Господня было решено построить как самостоятельный православный приходской центр. Это решение было принято на заседании Сарапульского духовного правления 21 июля 1889 года. Новое каменное здание было построено по проекту И.А.Чарушина в русском стиле. Возвели его на средства прихожан поблизости от единоверческого Казанского и освятили в 1910 году.

     Первоначальные приступы безбожия в Перевозном прошли без больших потерь. Но уже в конце двадцатых годов появились первые жители, отказавшиеся крестить своих детей. В 1933 году власти закрыли Казанско-Богородицкую единоверческую церковь, передав её под клуб. Затем при сильном давлении местных активистов было принято решение о запрещении колокольного звона на колокольне Вознесенской церкви. Несколько учителей и пожарных подписали требование об этом под предлогом того, что звон «бывает похож на набат, и дети пугаются», а также что колокольный звон «может вызвать тревогу в отношении пожарных отношений». Это постыдное решение было принято  Кировским крайисполкомом 19 июня 1936 года.

     С началом Великой Отечественной войны атаки безбожников не прекратились. На сельском сходе 20 августа 1941 года 230 из 350 жителей села проголосовали за то, чтобы закрыть храм и передать «под культурно — бытовые учреждения», а имеющиеся в нем ценности – в фонд обороны. Через месяц был издан указ удмуртского правительства о закрытии храма, но исполнить его не удалось, успели только выслать священника Василия Вольхина. Прихожане отправили несколько письменных жалоб в Ижевск и в Москву. В то время шёл процесс потепления государственно-церковных отношений, Пасху 5 апреля 1942 года праздновали уже открыто, повсеместно открывались храмы, восстанавливалось все лучшее, что было в Царской армии, правительство планировало проведение Архиерейского собора с избранием Патриарха. Поэтому 26 ноября 1942 года указ правительства УАССР был отменён, и 19 марта 1943 года в Вознесенском храме возобновились богослужения. Приходским священником тогда был иерей Николай Пальмов.

Святыня храма.

     Вплоть до нашего времени храм Вознесения Господня в селе Перевозном оставался одним из последних 18 действовавших храмов на территории Удмуртии. Сюда приезжали люди со всей округи, из Татарстана, Башкортостана, Пермского края, а в последние десятилетия — из самых отдалённых мест. Есть немало жителей Удмуртии, узнавших о селе Перевозном, из рассказов, слышанных ими на Украине, в Белоруссии, в Псково-Печерской обители, Троице-Сергиевой лавре. Главное, что приводит сюда православных (и не только их одних), — это наиболее почитаемая святыня храма: деревянное скульптурное распятие с предстоящими Богородицей и святым Апостолом Иоанном. Верующие  это скульптурное изображение Страданий Спасителя называют «старыми» или «живыми иконами». В народе длительное время существует предание о чудотворениях от «старых икон». А живыми их зовут потому, что не один раз они плакали, так что это слышали многие люди. И ещё за то, что от них может исходить живое тепло. И за то, что носочки, надетые на скульптуры, со временем изнашиваются. В зависимости от нашего внутреннего состояния они действительно могут смотреть на нас как живые. В конце XX века настоятель храма, иеромонах Илларион, начал даже документирование случаев исцелений, хотя по его словам, это надо было бы делать специальной комиссии. Приведём вкратце историю появления «старых икон» в этих краях.

«Живые иконы»

     Когда-то один пермский купец заказал для своей церкви это скульптурное деревянное Распятие. И художник выполнил его, как это было принято в тех прикамских местах, в стиле пермской деревянной скульптуры, происходившей от воцерковленных язычников той земли. Современные искусствоведы обратили внимание на сходство этой работы с изображением Христа в темнице из собрания Государственного Русского музея и с аналогичными скульптурами Д.Т.Домнина из собрания Пермской государственной художественной галереи. Очевидно, что неведомый создатель «старых икон» вложил в них всю силу своей горячей веры. Чем-то работа не понравилась заказчику, и он отказался от неё. Поэтому её пустили по Каме в надежде, что по Воле Божией она найдёт своего хозяина. Некоторые учёные, например, Евгений Фёдорович Шумилов, считают, что «старые иконы» приплыли в Паздеры потому, что кто-то таким образом спасал их от поругания при разграблении одного из пермских храмов.

     Говорят, что «старые иконы» приплыли и несколько раз приставали к берегу в большом селе Паздеры. Местные рыбаки долго не могли понять что это такое — все было тщательно увязано в холстину. Но когда от них поднялся в небо столб света, их выловили и с молитвенным пением перенесли в храм, а после пожара 1923 года — в часовню. Чудесное обретение «старых икон», подплывших к берегу против течения, и множество исцелений, происходивших от молитв перед ними, привлекли целые потоки паломников из соседних районов и областей. Говорят, что в дни почитания «приплавушек» на праздник Преполовения у села скапливалось несколько сотен лодок. Люди молитвенно поклонялись «старым иконам», оставляли в открытых окнах часовни свои многочисленные пожертвования. Безбожные власти это всеобщее поклонение стало раздражать, и местные активисты в 1936 году вынесли иконы в сарай. В сарае «старые иконы» плакали, это слышали жители села. Однажды этот неземной плач напугал коммунистов, поздно вечером возвращавшихся с собрания. А на другой день иконы вновь оказались в часовне.

     Во время Великой Отечественной войны и после Великой Победы народное поклонение «старым иконам» возобновилось с новой силой, численность паломников возрастала ежегодно. Многие люди приезжали поблагодарить Господа, Божию Матерь и Иоанна Богослова за дарование Победы, за чудесные исцеления от недугов, за возвращение родных и близких с фронтов войны. На этой же волне в 1948 году, когда Русская Православная церковь праздновала 500-летие своей автокефалии, на колокольне Вознесенского храма в Перевозном был установлен привезённый из с. Шаркан колокол. При таком массовом почитании безбожники не решались больше открыто наступать на верующих. Они стали использовать разные обходные маневры. В 1952 году наконец-то власти нашли подходящую причину, чтобы убрать святыню из села — тогда планировалось создание Воткинского водохранилища, и село Паздеры входило в зону затопления. (В 1978 году жителей все же выселили, но эта территория так и осталась незатопленной). Было решено перенести «старые иконы» в действующий Вознесенский храм села Перевозное. Удмуртское правительство предлагало для этих целей предоставить транспорт, но верующие во  избежание «случайностей» перенесли святыню на руках. Долго ещё вспоминали в этих местах тот могучий крестный ход, протянувшийся едва ли не на все шесть километров от Камы до Перевозного. Так получилось, что храм Вознесения Господня, один из немногих, выстоявших под натиском сатанинских сил, получил свою Небесную Награду Победителя. Он достойно принял святыню у храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери с. Паздеры, существовавшего на целую эпоху раньше.

     В годы новых гонений, именуемых в миру «хрущёвской оттепелью», когда «оттаявший» Хрущев обещал «показать по телевизору последнего попа», власти усилили борьбу с почитанием «старых икон». Прихожане постоянно ожидали их агрессивных действий и потому пристально следили за появлением в храме любого нового человека, немедленно ограждая святыню круговой обороной. Уполномоченный по делам Церкви указал Владыке на то, что поклонение «статуарным» иконам «грубо нарушает Указы Синода 1722 и 1832 годов и Стоглавого собора 1555 года»! Верующим предлагали отправить «старые иконы» на реставрацию в Ленинград, после чего поместить их в одном из музеев. В  1961 году удмуртскому партийному руководству удалось снять с  удмуртской кафедры епископа Михаила (Чуба) и упразднить самостоятельную Ижевскую епархию. После этого духовенство вынудили перенести «старые иконы» в алтарь храма, куда нет доступа к прихожанам. Таким образом богоборцы предлагали остановить всенародное поклонение святыне. Но «человек предполагает, а Бог располагает». Молитвенное почитание «старых икон» не прекращалось никогда, и народная молва об их чудесах разошлась по всей стране. Именно в те времена узнал о них будущий Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко), служивший в  сане иеродиакона в  Тульской епархии. В те же годы в Ульяновской области впервые узнала о «старых иконах» будущая игумения Успенского монастыря Афанасия (Адамова). В 1990 году, почти через тридцать лет затвора, они вновь были установлены в храме. В то время настоятелем Вознесенского храма был почитаемый прихожанами священник Леонид Корляков, постриженный позднее в монашество с именем Илларион (ныне уже архимандрит).

     Именно под его духовным окормлением началась новая эпоха в жизни прихода храма Вознесения Господня в селе Перевозном.  Было дано благословение устроить здесь монастырь.

     Успенский женский монастырь начинался, как видим, не на пустом месте. Здесь сохранились крепкие корни Святой Руси – храм, бережно сохранивший свои святыни, старое село, окружённое деревнями, не забывшими Бога. По праздникам храм бывает полон. Службы идут по- монастырски неспешно и негромко. Прихожане очень уважают духовенство, а свои батюшки особенно любимы и почитаемы. В храме есть святыни, главная из них — это «старые иконы». Наряду с ними сюда по всей округи принесли, спасая от поругания, многие иконы, «намоленные» несколькими поколениями. Среди них особенно почитаема Тихвинская икона Божией Матери, перенесённая сюда из с. Паздеры вместе со «старыми иконами». Праздник в Ее честь — 9 июля — совершается как престольный. Долгое время икона находилась в алтаре храма Вознесения Господня, и была недоступна для широкого поклонения верующих. Лишь в 2021 году Тихвинскую икону Божией Матери вынесли из алтаря в храм для всеобщего поклонения. Кроме неё в храме есть иконы написанные на святой горе Афон: Божией Матери «Утоли моя печали», «Смоленская», «Троеручица» и святого великомученика и целителя Пантелеимона. В алтаре Успенской церкви находится Иверской икона Божией Матери.

      Новые власти выделили несколько гектаров залежалой земли вокруг храма. Было куплено первое здание — бывшая музыкальная школа с идеальной планировки под кельи. Территория, выделенная монастырю, представляла собой пустырь, заваленный мусором. Объем работ, необходимый для строительства монастыря, при                                                          полном отсутствии финансирования, казался абсолютно неосуществимым. Но «сила Божия в немощи совершается»…

    Официальное открытие монастыря состоялось в праздник Успения Божией Матери 28 августа 1994 года в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1994 года о Благословении на открытие Свято-Успенского женского монастыря при Вознесенском храме с. Перевозное Воткинского района Удмуртской Республики.

Игумения Олимпиада (Осипова)

     Первой настоятельницей стала игумения Олимпиада (Осипова), переведённая сюда из Покровского женского монастыря. При ней трудились несколько монахинь и послушниц. После кончины игумении Олимпиады, последовавший 26 июня 1995 года, почти все они разъехал

Храм Вознесения Господня

ись по своим местам. 26 февраля 1996 года архиепископ Николай благословил монахинь Афанасию, Серафиму, Варвару и Евгению из Покровского женского монастыря переехать в село Перевозное для возобновления прервавшегося строительства обители. Приезд  монахинь,  имевших уже опыт монастырского строительства, открыл новую эпоху в жизни Вознесенского прихода. С самого начала матушки стали устраивать правильную монастырскую жизнь, в основе которой лежит молитва. Orare et laborare — молись и трудись — это древнейшее монашеское правило. Несмотря на первоначальную малочисленность общины, они сумели наладить ежедневные уставные богослужения в храме и круглосуточное чтение «неусыпаемой» Псалтири. Каждый вечер с молитвой «Богородице, Дево, радуйся…», стали обходить крестным ходом весь монастырь. Тогда же было установлено чтение продолжительных утреннего и вечернего правил и постепенно сложились обширные синодики — списки людей, просивших Божиего Заступления по святым монашеским молитвам. Такой молитвенный труд всегда приносит свои плоды. От «живых икон» стало совершаться все больше исцелений. Обширные списки этих чудесных исцелений опубликованы в книгах и периодической печати, о них передают из уст в уста. Наибольшее их число связано с болезнями ног, глаз, приступами беснования.

Храм Успения Божией Матери

     Территория обители за несколько лет преобразовалась. Был возведён большой келейный корпус, гостиница и трапезные, гаражи и мастерские, скотный двор и огород, прекрасные благоухающие цветники. Преобразился и старый Вознесенский храм. На колокольне вновь звонят колокола, обновлённый интерьер ни в чем не уступает городским храмам, сияет отреставрированными иконами XIX века иконостас. А в 2008 году был построен новый деревянный храм Успения Божией Матери, в котором уже проводятся богослужения. К 100-летнему юбилею сестры очистили и вновь покрасили фасады Вознесенского храма.

Игумения Афанасия (Адамова)

      За полтора десятка лет под руководством настоятельницы — игумении Афанасии (Адамовой) монашеская община выросла в несколько раз. Поначалу многие окрестные жители относились неблагожелательно к открытию монастыря, но со временем отношения потеплели. Доброжелательность, кротость, нестяжательность, трудолюбие настоятельницы и сестер развеяли холодок первоначального отчуждения. Сегодня люди со всеми своими нуждами идут в храм к батюшкам и к матушке игумении. Они воочию убедились, как преображается жизнь, если исполняется послушание «ради Иисуса, а не ради хлеба куса».

     Сестры в монастыре по примеру матушки игумении легкие на подъем, скорые на всякое доброе дело, терпеливые в трудах, искушениях и телесных недугах. Они бережно сохраняют и приумножают в сердцах своих искры Божественной Благодати, дарованной им при монашеском постриге, и щедро делятся этой Благодатью со всем миром. И только на Небе знают, какой ценой даётся им эта улыбчивая легкость во всех делах…

     Кратко, но очень емко сказал о монашеской жизни наставник монашеского делания епископ Игнатий (Брянчанинов): «Взирая из тихого монастырского пристанища на житейское море, воздвизаемое бурею страстей, благодарю Тебя, Царю и Боже мой! Привёл Ты меня в ограду святой обители… Скуки не знаю! Время сократилось, понеслось с чрезвычайной быстротой, как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила».

Храм Вознесения Господня

  Храм Вознесения Господня на своём веку несколько десятков лет претерпевал, подобно Христу в пустыне, сильнейшие дьявольские искушения. Сегодня здесь служат монашествующие – люди, принявшие Ангельский образ. С созданием монастыря преображенный и обновленный храм не укрылся за монастырскими стенами. Он продолжает свое служение, подавая Божественную помощь, всем труждающимся и обремененным, со страхом Божиим входящих в эти старинные стены.

Игумения Рахиль (Корепанова)

     25 сентября 2021 года во исполнение решения Священного Синода от 23-24 сентября 2021 года, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин возвел в сан игумении Успенского женского монастыря с. Перевозное насельницу обители монахиню Рахиль (Корепанову), которая исполняла обязанности старшей сестры после кончины игумении Афанасии.

Купель

В настоящее время  в обители служат иеромонах Андрей (Некрасов), игумен Савватий (Лучихин) и духовник —  архимандрит Илларион (Корляков).

Святой источник

В двух километрах от монастыря — в Андроновом логу — находится Святой источник, освященный во имя преподобного Андроника и жены его Афанасии.

Купель Прп. Андроника и жены его Афанасии